События и публикации

Ключевые изменения налогового законодательства, вступающие в силу в 2017 году

Реализация основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.

Обзор законодательства в области налогообложения за июль - сентябрь 2016 года

Реализация международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний

Обзор законодательства в области налогообложения за май-июнь 2016 года

Обзор законодательства в области налогообложения за апрель 2016 года

Реализация плана BEPS - Межстрановая отчетность

Getting the Deal Through - Anti-Corruption Regulation 2015

Getting the Deal Through - Mergers & Acquisitions, 4-ое издание

Global Legal Group - Private Client 2014

Tuesday, May 10, 2016

Обзор законодательства в области налогообложения за апрель 2016 года

Законопроекты

Законопроект о межстрановой отчетности направлен на публичное обсуждение
8 апреля 2016 года на публичное обсуждение был направлен проект Федерального Закона «О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации (в части подготовки и представления межстрановой отчетности)». 

Цель законопроекта - создание механизма противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения за счет эффективного обмена информацией с налоговыми ведомствами зарубежных стран в рамках выполнения Российской Федерацией условий Многостороннего соглашения компетентных органов по обмену межстрановыми отчетами. 

В соответствии с законопроектом, специальную отчетность будут предоставлять международные группы, состоящие из российских и иностранных компаний, связанных посредством участия и контроля, в отношении которых применяется требование предоставления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

В качестве первичной меры налогового контроля все российские участники обязаны подавать уведомления о своем участии в международной группе в налоговый орган не позднее 20 сентября каждого календарного года. 

Участники международной группы, совокупная выручка которой за финансовый год составляет не менее 50 миллиардов рублей, должны предоставлять в налоговые органы межстрановую отчетность. 

Источник: Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов 
08.04.2016

Законопроект «О внесении изменений в Часть 1 НК в части совершенствования мер налогового администрирования» одобрен Советом Федерации

27 апреля законопроект «О внесении изменений в Часть 1 НК в части совершенствования мер налогового администрирования» был одобрен Советом Федерации и направлен на подписание Президенту РФ. 

Законопроектом совершенствуется порядок электронной коммуникации между налоговыми органами и налогоплательщиками, в частности снижен порог численности сотрудников организаций, которые обязаны предоставлять декларации посредством ТКС. Теперь это организации - налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает 50 человек (вместо ранее действующего порога в 100 человек).

Законопроектом также вводится дополнительная форма налогового мониторинга   мониторинг по планируемым сделкам для компаний, которые соответствуют одному из критериев: 

  •  Совокупная сумма налогов за предшествующий год (без учета налогов к уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза), составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год составляет не менее 3 миллиардов рублей;
  • Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Таким образом, законопроект дает возможность организациям получить мотивированное мнение от налоговых органов по планируемым сделкам при наличии у такой организации сомнений в налоговой квалификации последствий сделок и по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.

Мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и налогоплательщиком, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, либо если на момент исполнения сделки нормы законодательства, на основе которых составлено мнение, утратили силу.

Источник: Государственная Дума Российской Федерации
20.04.2016 

Законопроект, позволяющий выйти из режима налоговой тайны, одобрен Советом Федерации

27 апреля законопроект, позволяющий налогоплательщику снять режим налоговой тайны со всех или с части имеющихся в распоряжении налогового органа сведений о нем, был одобрен Советом Федерации и направлен на подписание Президенту РФ. 

Закон исключает из перечня сведений, являющихся налоговой тайной, ту информацию, к которой имеется открытый доступ по неналоговому законодательству. 

Открытыми предлагается сделать сведения о доходах и расходах организации по данным бухгалтерской отчетности, о сумме уплаченных за год налогов и сборов, о численности работников за год, предшествующий году размещения указанных сведений. Кроме того, к налоговой тайне не будет относиться информация о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам за налоговые нарушения. 

Таким образом, за счет нового регулирования у налогоплательщиков появляется дополнительный источник для проверки значимой информации об исполнении контрагентами обязанностей по уплате налогов, что поможет налогоплательщикам избежать обвинений в неосмотрительности при выборе контрагента.

Закон также устанавливает, что указанные выше сведения, а также информация о применении налогоплательщиком специального налогового режима и о его участии в консолидированной группе налогоплательщиков, будут размещаться на официальном сайте ФНС. 

Источник: Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов
20.04.2016

Амнистию  капиталов не будут продлевать после 1 июля 2016 года

По данным агентства «Интерфакс», 28 апреля Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что сроки добровольного декларирования активов и счетов физическими лицами ограничены и не будут продлеваться после 1 июля 2016 года.

Ранее депутатами Госдумы была внесена инициатива скорректировать действующее законодательство в целях усовершенствования порядка декларирования активов и счетов в банках. В частности, предлагалось продлить амнистию капиталов до 30 июня 2017 г. 

Первоначально право декларирования активов и счетов в банках планировалось предоставить до 31 декабря 2015 года, затем действие соответствующего положения было продлено до 30 июня 2016 года.

Министр напомнил, что действующий сейчас пакет законов и норм об амнистии "дает уникальную возможность воспользоваться добровольным декларированием своих зарубежных счетов и активов, которые не были задекларированы на сегодняшний день".

Источник: Информационное агентство "Интерфакс" 
26.04.2016

Подготовлены проекты изменений в Уголовный Кодекс РФ

Согласно информации, опубликованной на сайте газеты «Ведомости», завершена работа над первым законопроектом, подготовленным по предложениям кремлевской рабочей группы мониторинга и анализа правоприменительной практики в сфере предпринимательства.

Основные требования представителей бизнес-сообщества: 

  1. вернуть в УК РФ утратившую силу по решению Конституционного суда статью о мошенничестве в сфере бизнеса (159.4), 
  2. расширить применительно к экономическим преступлениям сферу действия статьи 76.1 УК, предусматривающей освобождение от ответственности за совершенные впервые преступления небольшой и средней тяжести, 
  3. увеличить пороговые значения размера причиненного ущерба для экономических преступлений, 
  4. уточнить порядок признания вещественными доказательствами изъятых у предпринимателей предметов и процедуру их возврата, 
  5. обеспечить допуск нотариуса к предпринимателям, находящимся под арестом.

В соответствии с подготовленными в Кремле поправками согласованы все изменения, кроме первого пункта, а именно: вместо возврата в УК специальной статьи о мошенничестве предпринимателей, авторы предлагают дополнить статью 159 («Мошенничество») частями, квалифицирующими мошенничество в сфере предпринимательства. К примеру, преднамеренное неисполнение договорных обязательств, причинившее ущерб в особо крупном размере (10 млн руб. и более), предлагается карать лишением свободы на срок до 10 лет (по отмененной статье 159.4 максимум был 5 лет). Одновременно предлагается ужесточить наказание за остальные виды мошенничества – с 4 до 5 или 6 лет в случае причинения соответственно значительного и крупного ущерба. 

Количество экономических составов преступления, по которым предприниматели, согласно статье 76.1 УК, могут быть освобождены от уголовного преследования при условии полного возмещения ущерба и уплаты штрафов, может быть увеличено на семь (ограничение конкуренции, неправомерное использование инсайдерской информации, незаконный оборот драгоценных металлов и контрабанда наличных средств). Еще по шести статьям (в том числе незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита, злоупотребление при эмиссии ценных бумаг или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг) прекращению преследования не будут, как сейчас, препятствовать дополнительные квалифицирующие признаки. Кратность штрафов, уплачиваемых подпадающими под действие этой статьи лицами в федеральный бюджет, снизится с пяти до двух размеров причиненного ущерба.

Учтены пожелания бизнес-сообщества по вопросу увеличения пороговых значений причиненного ущерба. Так, для преступлений в сфере экономики авторы законопроекта предлагают установить сложную шкалу. По умолчанию крупным предлагается считать ущерб от 2,25 млн руб. (вместо нынешних 1,5 млн), особо крупным – от 9 млн руб. (сейчас – 6 млн), но для многих статей устанавливается собственный порог оценки. Таким образом, планка особо крупного ущерба при незаконной эмиссии ценных бумаг и использовании инсайдерской информации повысится с 2 млн до 3,75 млн руб. Уклонение от уплаты налогов в крупном размере будет начинаться для организаций с 15 млн руб. в пределах трех финансовых лет либо с 5 млн, если сумма уклонения составляет 25% от всех начисленных налогов (сейчас – 6 млн или 2 млн руб., если они составляют более 10% начисленных налогов).

Источник: Газета "Ведомости"
17.04.2016

Разъяснения
ФНС России утвердила перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмен налоговой информацией

ФНС России издан приказ об утверждении перечня государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. В этот перечень включены государства и территории, с которыми у Российской Федерации в настоящее время отсутствуют международные договоры об избежании двойного налогообложения, а также страны, с которыми указанные договоры заключены, но до настоящего времени не вступили в силу. 

При этом предполагается, что ФНС России будет ежегодно, не позднее 1 октября текущего года, пересматривать этот перечень с учетом изменения международной нормативно-правовой базы и практики обмена налоговой информацией с конкретными странами. 
В частности, до 1 октября 2016 года ФНС России будет оценивать качество обмена информации с отдельными странами, в отношениях с которыми положения таких договоров действуют, и в которых предполагается наличие компаний, контролируемых российскими налогоплательщиками. 

В то же время, международный обмен налоговой информацией может осуществляться на основании положений Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 1 июля 2015 года, тем не менее, Россия пока не располагает опытом ее применения. 

По информации ФНС, целый ряд государств и территорий, с которыми у Российской Федерации отсутствуют действующие договоры об избежании двойного налогообложения, продемонстрировали готовность осуществлять с Россией полноценный обмен налоговой информацией на основании положений этой Конвенции. Обмен информации может послужить основанием для исключения таких государств из перечня государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

В качестве примера таких государств и территорий, вероятных кандидатов на исключение из перечня, можно отметить Эстонию, Маврикий, Арубу, Бермудские, Каймановы и Сейшельские острова, острова Мэн и Гернси. 

В случае завершения процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения с Бразилией и Гонконгом, эти юрисдикции также будут исключены из Перечня.

Источник: Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации 
05.04.2016

Опубликовано распоряжение о подписании Протокола о внесении изменений в Конвенцию об избежании двойного налогообложения между РФ и Австрией

Основные изменения, вносимые Протоколом: 

  • исключается требование о минимальной сумме участия в капитале для целей применения пониженной 5%-ной ставки налога у источника на дивиденды (в соответствии с действующей редакцией Конвенции, минимальная сумма участия составляет 100 тыс. долларов США или эквивалентную сумму); 
  •  вносится дополнение в определение дивидендов: к дивидендам предлагается относить также выплаты по паям ПИФ или аналогичных коллективных форм инвестирования (за исключением коллективных форм инвестирования, организованных для инвестирования в недвижимость);
  • предусматривается, что доходы от отчуждения акций или аналогичных прав, более 50% которых представлено прямо или косвенно недвижимым имуществом, могут облагаться по месту нахождения такого имущества (за исключением доходов от отчуждения акций, полученных в ходе реорганизации компании, а также обращающихся акций); при этом налог у источника, уплаченный в России, будет возможно зачесть против соответствующего налога в Австрии; 
  • статья Конвенции, регулирующая порядок обмена информации между компетентными органами, приводится в соответствие общепринятым стандартам; в частности предусматривается, что государства должны использовать все имеющиеся возможности для получения запрашиваемой информации; 
  • вводится положение о том, что льготы, предусмотренные Конвенцией, не применяются, если главной целью или одной из главных целей осуществления той или иной операции было получение льгот, предусмотренных Конвенцией.

Источник: Справочно-правовая система "КонсультантПлюс"  
13.04.2016

Опубликовано Письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 "О неприменении писем ФНС России в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения"

Министерство финансов Российской Федерации в качестве компетентного органа по применению межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения опубликовало письмо, которым отменило ряд писем ФНС по причине несоответствия позиции, изложенной в данных письмах, действующему налоговому законодательству, положениям международных соглашений и позиции Минфина по исследуемым вопросам. 

Речь идет о письмах ФНС России от 29.01.2016 № ОА-4-17/1265@, от 16.01.2015   № ОА-3-17/87@, а также других письмах, в которых изложена аналогичная позиция.

В соответствии с вышеуказанным письмами ФНC, факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев при наличии в стране постоянного места жительства или центра жизненных интересов не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента. При этом наличие постоянного места жительства подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов, по мнению ФНС, определяется по месту нахождения семьи, основной предпринимательской деятельности или работы. 

Источник:  Министерство Финансов Российской Федерации
21.04.2016

Судебная практика по налоговым спорам 

Опубликовано Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ № 308 КГ15 16651 по делу № А63-11506/14 ООО «Ставгазоборудование» по вопросу определения полномочий территориальных налоговых органов в рамках контроля ценообразования

11 апреля Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ опубликовала важное определение по делу ООО «Ставгазоборудование», в котором, в частности, рассматривался вопрос о полномочиях территориальных налоговых органов в области контроля цен. Согласно обстоятельствам дела, изложенным в Определении, территориальная налоговая инспекция при проведении выездной проверки сделала вывод о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы при исчислении налогов ввиду осуществления поставки сжиженного газа взаимозависимым лицам по более низким по сравнению с иными покупателями ценам, не соответствующим среднерыночным ценам, сложившимся в данном регионе. Придя к данному выводу, налоговый орган произвел корректировку цен, примененных сторонами сделок, с использованием метода сопоставимых цен. 

Суд пришел к выводу, что инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании положений главы 14.3 Налогового кодекса корректировку цен по сделкам общества с взаимозависимыми лицами. В обоснование данного вывода суд разъяснил, что действующим законодательством (положениями раздела V.1 НК РФ) соответствующие полномочия по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, предоставлены исключительно ФНС России. 

Кроме того, установив специальные процедуры проведения данного вида контроля: сроки, ограничения по количеству проверок, возможность заключения соглашения о ценообразовании, право на симметричную корректировку, Налоговый кодекс исключил из числа сделок между взаимозависимыми лицами, подлежащих контролю в порядке, предусмотренном разделом V.1 Налогового Кодекса, сделки, не соответствующие критерию контролируемых сделок, а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные статьей 105.14 Налогового кодекса суммовые критерии.

Источник: Электронное правосудие: картотека арбитражных дел 
11.04.2016

Мировым соглашением закончился спор между налоговым органом и налогоплательщиком по делу о применения правил тонкой капитализации  

Производство по делу о применении правил тонкой капитализации между налоговой инспекцией и компанией (№ А40-25939/2015) было прекращено в Арбитражном суде Московского округа путем заключения мирового соглашения. 

Налоговым органом в ходе выездной проверки было выявлено, что компания необоснованно включила в состав внереализационных расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, проценты по контролируемой задолженности перед иностранной компанией (Великобритания), которая владела более чем 20% уставного капитала налогоплательщика и заимодавца. Также инспекцией было установлено, что компанией не был удержан налог с дивидендов, выплаченных иностранной компании.

В рамках соглашения налогоплательщик признал факт наличия контролируемой задолженности перед иностранной компанией и факт неисполнения обязанности по уплате налога с доходов иностранных организаций от источников в РФ. 

Данное дело стало первым спором по вопросам применения правил тонкой капитализации, по которому к мировому соглашению стороны пришли уже в рамках судебного разбирательства. Ранее такие соглашения заключались только на уровне досудебного обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов. 

Таким образом, применение института мирового урегулирования налоговых споров может помочь налоговым органам и налогоплательщикам прийти к компромиссу в сложных судебных разбирательствах, а также прекратить судебный процесс на любом этапе и сократить, таким образом, судебные издержки.

Источник: Электронное правосудие: картотека арбитражных дел
12.04.2016

Кассационная инстанция отменила решения нижестоящих судов о взыскании недоимки по налогам взаимозависимого лица 

13 апреля Арбитражный суд Московского округа по итогам рассмотрения кассационной жалобы ООО «Интерос» по делу № А40-77894/15, вынес постановление о направлении дела на новое рассмотрение. Данное постановление представляется особенно важным, так как корректирует направление судебной практики после громкого спора налоговых органов с ЗАО «Королевская вода», которое имеет схожие обстоятельства с делом «Интерос». Напомним, что по делу ЗАО «Королевская вода» суд признал компанию, созданную в период налоговой проверки ЗАО, зависимой и взыскал недоимку по налогам с зависимой компании. 

Из обстоятельств дела компании «Интерос» следует, что налоговая инспекция также обратилась в суд о признании созданной во время проведения выездной налоговой проверки организации зависимой с проверяемым налогоплательщиком для целей взыскания в судебном порядке сумм налоговой задолженности. По мнению налоговой инспекции, с которым согласились суды первой и апелляционной инстанции, налогоплательщик с целью уклонения от исполнения налоговой обязанности фактически перевел свою финансово-хозяйственную деятельность на вновь созданное юридическое лицо, зарегистрированное в период проведения выездной налоговой проверки. Удовлетворяя эти требования, суды нижестоящих инстанций признали организации зависимыми лицами, взыскали с зависимой компании суммы налоговой задолженности налогоплательщика в полном объеме.

Однако кассационная инстанция отменила решение нижестоящих судов о признании компаний взаимозависимыми. Основным доводом кассационной инстанции стало то, что нижестоящие суды не дали надлежащей оценки доводам налогоплательщика о том, что компании осуществляли самостоятельные виды деятельности, не являющиеся частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата. Кассационная инстанция установила, что в рассматриваемом деле имело место не разделение бизнеса, а приобретение бизнеса самостоятельным юридическим лицом, созданным другими участниками, находящимся по другому юридическому адресу, имеющему свой управленческий и другой штат сотрудников.

Суд также сделал важный вывод о том, что если действия налогоплательщика при дроблении бизнеса направлены не на формальное снижение объемов у этих организаций, а связаны с конкретными управленческими решениями по оптимизации бизнеса, оснований для вменения необоснованной налоговой выгоды нет.



119017 Россия, Москва, Кадашевская наб., д. 14, корп. 3+7 495 647 00 46 / +7 495 647 00 45msk_office@iplf.ru